Своевременная и правильная оценка состояния стального каната – гарантия безопасности работников. Оценка должна проводиться:
- в период прохождения сертификации,
- перед началом работ,
- предусматривающих использование подъемного механизма.
Полномочия по проведению осмотров имеют специалисты, прошедшие необходимую подготовку (инженеры, крановщики, лифтеры, слесаря и другие). Для выявления истираний, очагов ржавчины, повреждений сечения и разрывов используется специальное устройство – дефектоскоп.
Выявление брака: нормативы для канатов из стали
Особое внимание при проведении оценки уделяют зонам, в которых наиболее часто возникают повреждения: крепления, элементы заделки концов троса, проходящие через уравнительные конструкции участки, а также участки с выявленным износом.
Стальной трос не допускается к дальнейшей эксплуатации при выявлении следующих дефектов:
- Уменьшение сечения наружных проволок на 40% и более. Длина деформированного участка не имеет значения.
- Обрыв одной или более прядей.
- Загибы, заломы, повреждения свивки в форме корзины.
- Сплющивание каната по направлению длины.
- Увеличение диаметра более, чем на 7%. Данный дефект возникает по причине впитывания сердечником влаги с последующим замерзанием.
- Выявление внутреннего износа или обрывов сердечника. Критическими значениями для малокрутящихся изделий является область повреждения свыше 3%, для всех остальных – % номинального размера.
- Увеличение длины троса более, чем на 0,5% от номинального рабочего размера.
- Расслоение на участке длиной более шестикратной величины диаметра.
- Разрывы более 2 проволок на участке, равном по длине шести диаметрам каната.
- Продольные волны, особенно повторяющие направление свивки стального троса.
- Признаки воздействия высоких температур: обугленность, пятна сажи, изменения цвета.
- На участке длиной в 30 диаметров имеются обрывы 16,6/33,3% проволок (нормы для людских и грузолюдских/грузовых установок соответственно).
Внутренний контроль брака предусматривает проверку сердечника и состояния смазки внутренних элементов, выявление смятий и обрывов, наблюдение за очагами коррозии. При подъеме грузов двумя канатами оценка каждого из них проводится индивидуально. Отбракованные стальные тросы должны быть заменены в кратчайшие сроки.
Предельные уровни коррозии и износа для выбраковки
Визуально на износ указывает появление плоских граней расположенных снаружи троса, “слияние” проволок, появление блеска на металле или иные изменения цвета.
Выбраковка осуществляется при следующих значениях:
- Уменьшение диаметра на 7% от номинальных значений. При этом видимые разрывы могут отсутствовать, а причиной уменьшения диаметра выступает истирание или коррозионные повреждения.
- Уменьшение диаметра наружных рядов проволок более чем на 40%, в конструкциях закрытого типа – более 50%.
- Выбраковка производится только по этим критериям, без учета длины поврежденных участков.